Метод SWOT анализа — универсальная методика стратегического менеджмента. Объектом SWOT анализа может стать любой продукт, компания, магазин, завод, страна, образовательное учреждение и даже человек.
Существуют следующие виды SWOT анализа:
- SWOT анализ деятельности фирмы или производственного предприятия;
- SWOT анализ деятельности государственной или некоммерческой организации;
- SWOT анализ деятельности образовательного учреждения;
- SWOT анализ определенной территории: страны, региона, района или города;
- SWOT анализ отдельного проекта, отдела;
- SWOT анализ определенного рынка или отрасли;
- SWOT анализ конкурентоспособности бренда, товара, продукта или услуги;
- SWOT анализ личности;
Часто компании проводят SWOT анализ не только своего товара, но и продукции конкурентов, так как данный инструмент очень наглядно систематизирует всю информацию о внутренней и внешней среде любой организации.
Преимущества SWOT анализа заключаются в том, что он позволяет достаточно просто, в правильном разрезе взглянуть на положение компании, товара или услуги в отрасли, и поэтому является наиболее популярным инструментом в управлении рисками и принятии управленческих решений.
Из каких этапов состоит анализ рынка?
Данная методика SWOT анализа позволяет максимально полно и подробно оценить риски и возможности компании, спланировать работающую маркетинговую стратегии товара:
- Проводится анализ окружающей рыночной среды товара или услуги а разрезе внешних и внутренних факторов.
- На основе проведенного анализа формируются сильные стороны бизнеса, слабые стороны бизнеса, угрозы и возможности рынка для бизнеса.
- Полученные параметры вносятся в SWOT матрицу для удобства анализа.
- На основе SWOT матрицы формируются выводы о необходимых действиях с указанием приоритетов выполнения и сроков.
Методы кабинетных исследований |
Методы полевых исследований |
Анализ статистических данных Обзор экспертных мнений Аналитические обзоры Готовые исследования Анализ корпоративных отчетов |
Опросы и анкетирование клиентов и потребителей Глубинные интервью Фокус-группы с потребителями Тестирование продукта |
Результаты кабинетных исследований |
Результаты полевых исследований |
Общие сведения о рынке, трендах и перспективах Статистические данные: объем рынка, спрос и предложение Сегментация рынка Общая информация о потребителях и конкурентах |
Первичная информация от потребителей Закрытая информация о конкурентах Экспертная информация игроков рынка Целевая информация |
Порядок проведения SWOT анализа
- Определите сильных и слабых сторон продукта
- Опредение угроз и возможностей для роста бизнеса
- Составление таблицы SWOT анализа
- Подготовка выводов
Первым шагом в проведении SWOT анализа является определение сильных и слабых сторон товара или услуги. Для этого составьте сравнительный анализ внутренних ресурсов компании или товара с ключевыми конкурентами.
Те параметры, которые оказались лучше, чем у конкурентов — сильные стороны Вашего продукта.
Параметры, которые оказались хуже, чем у конкурентов — слабые стороны Вашего продукта.
Вторым шагом SWOT анализа является определение возможностей и угроз для роста бизнеса в будущем. Для этого проводится анализ внешних факторов окружающей среды, оценивается уровень влияния каждого фактора на продажи компании, вероятность возникновения.
Часто для поиска угроз и возможностей при составлении SWOT анализа используется метод PEST анализа, который достаточно полно помогает рассмотреть влияние политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды на прибыль компании в будущем
Таблица SWOT анализа помогает структурировать всю полученную информацию. Таблица состоит из четырех квадрантов, в квадрантах последовательно перечисляются сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Все найденные факторы вносятся в ячейки таблицы в порядке важности (от самого важного к наименее важному). Важность фактора определяется по его вкладу в объем продаж и прибыль компании.
Основные вопросы, на которые необходимо ответить после составления SWOT анализа и направления дальнейших работ будут очевидны
Вы готовы проводить SWOT анализ? Или стоит доверить профессионалу, у которого значительный опыт, и он в курсе основных нюансов аналитики